Почему ребёнок обижается

Почему ребёнок обижается

Как бы родители хорошо не относились к своему любимому ребенку, но иногда им приходится повышать свой голос, накричать, поругаться и даже наказать. Ребенок, испытав боль от обиды, которая проявляется в теле болевыми неприятными спазмами мышц. В дальнейшем начинает бояться, что его могут обидеть, и он снова испытает это болезненное чувство.

Многие психологи считают обиду приобретенной эмоцией, которая формируется от 1 до 3 лет. Её функция понять, что требуется себя защищать от внешнего мира. Она сигнализирует Почему ребёнок обижается человеку о том, что его потребность в безопасности и любви не удовлетворяется. И мотивирует направить свои силы на восстановление равновесия, укрепление собственных границ и справедливости.

Причины почему ребёнок обижается

Есть несколько причин, по которым ребенок может обижаться:

1. Внимание и уважение. Ребенок может обидеться, если чувствует, что его игнорируют, не ценят его мнение или не уделяют достаточно внимания.

2. Обесценивание чувств, достижений и прав ребенка. Очень часто проблемы ребенка нам кажутся пустяковыми, не стоящими внимания. Да, в сравнении с нашими “взрослыми” трудностями, они кажутся совершенным пустяком, однако для самого ребенка сломанная игрушка, дружба с одноклассником или поход в зоопарк это вопрос вселенского масштаба. И наши слова о ничтожности его переживаний могут вызвать серьезную обиду.

Обесценивание достижений ребенка происходит, когда мы сводим к нулю значимость работы либо побед. Когда ребенок приложил максимум усилий, а ответ получает пренебрежение. Это может вызывать и вызовет обиду.

Обесценивание прав ребенка. Каждый член семьи имеет права на личные вещи, личное пространство и свободное время. Зачастую родители не признают этот факт, грубо нарушая личные границы ребенка.

3. Недооценка. Ребенок может чувствовать себя обиженным, если не получает достаточного признания за свои достижения, усилия и труд. Игнорирование успехов как правило происходит по причине загруженности родителя, его психоэмоциональной усталости. Важно вовремя уметь остановиться и увидеть то, что действительно важно и ценно для вашего ребенка, и уделить этому должное внимание.
4. Сравнение с другими. Сравнение с другими детьми, особенно в присутствии ребенка, может вызвать у него обиду и чувство недостаточности. Такое поведение родителя ребенок воспринимает как условную любовь. То есть его любят не просто так, за то что он есть, а за то что он ведет себя правильно. Систематическое сравнение крайне негативно повлияет на его самооценку. И привычка сравнивать себя с другими, завидовать чужим успехам может остаться с ним на долгие годы.
5. Потеря доверия. Ребенок может обидеться, если чувствует, что его обманывают, врут или не соблюдают обещания. Не столь важен масштаб обмана, будь то “как комарик укусит” во время визита к врачу, или нарушенное обещание пойти на аттракционы. Для ребенка эта потеря доверия может оставить след далеко во взрослую жизнь в виде трудностей с доверием к людям.
6. Недостаток уверенности. Ребенок, не имеющий достаточной самоуверенности, может быть более уязвимым к обидам. Все люди по разному воспринимают критику, обиды и лишения. Однако, если ребенок растет в здоровом, благоприятном психологическом климате у него намного больше шансов научится справляться со своими эмоциями правильно. Адекватная самооценка, как следствие экологичного воспитания, позволит ему легче переживать жизненные трудности.

Понимание этих причин поможет родителям и воспитателям лучше понять реакцию ребенка на происходящее и найти способы поддержать его в разрешении конфликтов и преодолении обиды.

Последствия обиды ребёнка

Обида у ребенка может иметь серьезные последствия для его эмоционального, психологического и социального развития. Некоторые из возможных последствий обиды у ребенка могут включать в себя:
1. Эмоциональные проблемы: Обида может вызвать у ребенка чувство гнева, ненависти, обиды, недовольства или печали, что может отражаться на его эмоциональном благополучии.
2. Поведенческие изменения: Ребенок, испытывающий обиду, может изменить свое поведение, стать агрессивным, закрытым, избегать общения с окружающими или проявлять деструктивные поведенческие реакции.
3. Проблемы взаимоотношений: Обида может привести к нарушению отношений с семьей, друзьями, учителями и другими близкими людьми, что может негативно сказаться на социальной адаптации ребенка.
4. Снижение самооценки: Постоянное переживание обиды может привести к снижению самооценки и уверенности в себе, что в долгосрочной перспективе может повлиять на развитие личности.
5. Стресс и тревога: Обида является источником стресса для ребенка, что может вызвать тревожность, беспокойство и негативное воздействие на его психическое здоровье.

6. Страхи. Частый либо хронический стресс может способствовать появлению, либо обострению старых страхов. Это является ярким признаком психоэмоциональной нагрузки.
Для предотвращения масштабных последствий обиды у ребенка важно обращать внимание на его эмоциональное состояние, поддерживать открытый диалог, учить ребенка справляться с негативными эмоциями, научить его конструктивным способам решения конфликтов и обеспечивать ему безопасное и поддерживающее окружение. При необходимости, родители и взрослые должны обратиться за помощью к специалистам (психологам, педагогам), чтобы помочь ребенку справиться с обидой и ее последствиями.

Манипуляции обидой

Родители часто манипулируют ребенком и своими близкими для управления и контроля над ними. Театрально играя, показав близким, что они обижены и им плохо, пытаясь у других людей вызвать чувство вины и желание загладить вину. Манипуляция обидой — это тактика, при которой человек использует свои чувства обиды и обиженности для достижения своих целей, своей выгоды или контроля над ситуацией. Ребенок не осознанно копирует от родителей такую манеру поведения и воздействия на окружающих.

Некоторые признаки манипуляции обидой могут включать в себя:
1. Уступки. Человек может использовать обиду как способ добиться желаемого решения или компромисса, угрожая уйти или расстаться в случае несогласия с ним.
2. Вина. Человек может навязывать другим чувство вины за то, что он почувствовал себя обиженным, несмотря на то, что другая сторона может не быть виновной.
3. Манипулятивные требования. Человек может использовать свою обиду как способ добиться от других желаемого поведения или действий, действуя, как жертва и требуя сочувствия и поддержки.
4. Манипулятивное поведение. Человек может усиливать свои эмоции и реакции, чтобы привлечь внимание и сочувствие окружающих, используя обиду как способ контроля и манипуляции.

Для того чтобы обезопасить себя от манипуляций через обиду, важно уметь устанавливать границы, быть чутким к эмоциональной манипуляции и уметь выявлять подлинные чувства и убеждения собеседника. Кроме того, важно уметь общаться открыто, честно и эмпатично, чтобы строить здоровые и подлинные отношения с окружающими.

Как не обидеть ребёнка

Чтобы не обидеть ребенка и создать у него поддерживающую и заботливую среду, важно следовать следующим рекомендациям.

1. Будьте внимательными к чувствам ребенка. Постарайтесь понимать его эмоции, выслушивайте и уважайте его чувства, даже если не всегда разделяете их.
2. Учите ребенка выражать свои эмоции. Поддерживайте ребенка в выражении своих чувств, научите его конструктивно общаться и адекватно реагировать на обиды.
3. Избегайте сравнений и критики. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, избегайте поучений и критики, а вместо этого стимулируйте его усилия и успехи.
4. Поощряйте его старания и достижения. Похвалите ребенка за его усилия, даже если результат не оказался идеальным. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и оценивать свои усилия.
5. Создавайте доверительные отношения. Поддерживайте открытый диалог с ребенком, будьте готовы выслушать его, обсудить проблемы и предложить свою помощь.
6. Учите ребенка уважать других. Обучайте ребенка уважению к чувствам и мнениям других, показывайте ему, как действовать так, чтобы не оскорбить окружающих.

7. Не запрещайте ребенку испытывать негативные чувства. Обида, злость, разочарование – все люди в норме испытывают негативные эмоции, важно научить ребенка осознавать их, переживать их, а не заглушать их.
8. Будьте терпимыми и эмпатичными. Проявляйте понимание к ребенку, учитывая его возрастные особенности и степень развития, пытайтесь видеть мир глазами ребенка.

Соблюдение этих принципов поможет создать здоровую и поддерживающую атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя защищенным, уважаемым и любимым.

Поделиться с друзьями